«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности

22.09.2023

3592

Автор:

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности

Самарская студия кинохроники – одна из старейших в нашей стране. Долгие годы она создает и сохраняет культурное наследие Самарской области. Мы поговорили с ее директором – Александром Безугловым и узнали, как изменились подходы за долгие годы жизни кинохроники и какие проекты будут реализованы в ближайшее время. 

«Нас интересует не событие — нас интересует образ события»

В Советском Союзе было 18 студий кинохроники с широкой корреспондентской сетью во всех республиках. Среди региональных киностудий самарская — одна из старейших. Ее история начинается в 1927 году. Со временем студия стала обслуживать восемь областей и шесть автономных республик Поволжья, производя документальные фильмы и киножурналы. 

Самарские корреспонденты работали от Ярославля до Астрахани. Фильмы, снятые в Самарской, Оренбургской, Пензенской, Нижегородской, Ульяновской, Рязанской и других областях, транслировались по всей стране. На пленке навсегда остались запечатленными первые пятилетки, коллективизация, индустриализация и другие значимые события.

За 50-е и 60-е годы прошлого века сняты сотни фильмов, многие из которых показывались на кинофестивалях по всему миру. Документальное кино, арткино, научно-популярное, образовательные фильмы – чего только нет в солидном портфолио. Самарские кинематографисты внесли большой вклад в культурную сокровищницу нашей области и страны.

— Кинодраматург Борис Кожин говорил: «Кино – это искусство, и нас интересует не событие. Нас интересует образ события. Вот в чем разница. А образ события живет долго, иногда вечно». В этом и есть уникальность кинохроники – в ее высокой социальной востребовательности. 

Кинохроника не столько информирует зрителя о происходящих событиях, сколько размышляет. Ее интересует не само событие, а то что происходит вокруг него. Цель кинохроники – все время отвечать на один и тот же вопрос: что такое жизнь? Документалисты, погружаясь в стихию жизни общества, всегда стремились осмыслить происходящее, — говорит  Александр Безуглов.

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности
На трибуне: Калинин, Ворошилов, Андреев, Шверник, Вознесенский, Шкирятов, Вышинский 

От Николая II до наших дней

Своим появлением Самарская студия кинохроники обязана Самарскому губернскому отделению Всероссийского фотокинематографического акционерного общества «Совкино», которое было образовано в 1922 году. Перед структурой стояла непростая задача: положить начало губернской кинолетописи после завершения Первой мировой войны, когда Самарская область переживала массовый голод. Тогда для страны, было очень важно, чтобы граждане своими глазами увидели в кадрах кинохроники сытых детей, виды живых городов, расположенных по течению Волги, промышленные предприятия, памятники архитектуры. 

«Совкино» обладало уникальным архивом кадров, который по наследству достался Самарской студии кинохроники. Это пленки, на которых император Николай II снят среди самарского дворянства и купечества во время визита в Самару в 1904 году, виды Кафедрального собора, улиц, по которым командир эскадрона Опасов скачет верхом на коне отбивать Самару от бело-чехов, разлив Волги в 1920 году. Увековечены и киномеханики Галочкин и Чекмарев, приспособившие в кинотеатре «Художественный» киноаппарат «ТОМП» для звуковой проекции – уникальной для того времени.

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности
Гости-наблюдатели члены дипкорпуса, английская военная миссия во главе с генерал-лейтенантом Макферланом, военные атташе, иностранные корреспонденты

Сохранились редкие материалы первого выпуска курсантов губернских пожарных курсов, открытие первого самарского стадиона, довоенные праздники 1 мая, встречи генерала Владислава Сикорского и всесоюзного старосты Михаила Калинина, парад в Куйбышеве 7 ноября 1941 года, эвакуация в Куйбышев заводов со всей страны, великолепный материал о формировании Первой чешской бригады Свободы.

Куйбышевский оператор Николай Киселев в 1945-м снимал подписание актов о безоговорочной капитуляции немцев в Берлине, потом визит Бориса Пастернака в 1950-е годы и прибытие в Куйбышев Никиты Хрущева в связи с открытием Куйбышевской ГЭС. Киностудия снимала закладку первого колышка АвтоВАЗа, пребывание Гагарина в Самаре. 

Также снимали Михаила Горбачева в 1986 году. Бориса Ельцина за два дня до президентских выборов, Виктора Черномырдина, Альберта Гора, Жака Ширака и визит Великой княгини Марии Владимировны.

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности
Парад в Куйбышеве 7 ноября 1941 года — на коне маршал Ворошилов
«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности

«Сделано в Самарской области»

Кинохроника переживала разные времена. Были как счастливые, так и  трудные дни. Но неизменным остается  одно – студия объединяет талантливых людей. К тому же,  это бренд – в 2022 году ей присвоен региональный знак «Сделано в Самарской области». Кинохроника остается в памяти годами, сохраняя в себе историческое и культурное наследие, помогая пережить трудные периоды в жизни страны и запечатлеть знаковые моменты для потомков. Такими являются кадры, сделанные в годы Великой Отечественной войны.

В военные годы на студию была возложена особая миссия – здесь создавались оперативные сборники фронтовой кинохроники и военно-патриотические фильмы. Для зарубежного зрителя выпускались специальные киножурналы «СССР на экране», которые отправлялись союзникам в Великобританию и США.

Снимались уникальные кадры о героях, рожденных на самарской земле, и тех, кто здесь учился, трудился и служил. Они легли в основу цикла фильмов «Хроники Победы», первый из них посвящен Герою Советского Союза Иосифу Гейбо.

В боях Иосиф Гейбо участвовал с первого дня войны — 22 июня 1941 года — в составе Юго-Западного фронта. Воевал на самолетах И-16, ЛаГГ-3 и Як-1.

— Эти события уже никогда не вернуть. В кино для них существует особый термин – «уходящий объект». Настоящее чудо, когда потомки могут увидеть прадеда, который на 20-й минуте войны сбил немецкий самолет. Это дорогого стоит, – делится директор Самарской студии кинохроники.

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности

Первый Центр российской кинохроники

За почти столетнюю историю Самарская кинохроника сохранила в себе наглядность и достоверность. Это делает ее востребованной для создания самых разнообразных мультимедийных проектов. Зрителю гораздо интереснее смотреть кинохронику, которая была снята в то время, о котором идет речь, чем реконструкцию событий.

— Интерес к кинохронике сейчас огромный – как в Самаре, так и по всей стране, — говорит Александр Безуглов. — Ни один документальный фильм не обходится без исторических кадров. Достаточно посмотреть программы областных и федеральных телеканалов. Растет число пользователей кинохроники и в соцсетях. И тот факт, что в Самаре по поручению губернатора Самарской области Дмитрия Азарова обсуждается открытие первого в стране Центра российской кинохроники – тоже о многом говорит. 

Планируется, что Центр будет реализовывать программы, направленные на патриотическую работу, образование, организацию мероприятий по поддержке поисковых и реконструкторских движений и кинохроникальных клубов, а также сбор и описание кинодокументов по истории ПФО.

— Можно услышать мнение, что кинохроника сейчас не нужна, что она изжила себя. Кто-то считает работу студий неактуальной и ненужной. Но эти люди упускают важность исторического наследия. Ведь знание прошлого необходимо для понимания настоящего и формирования будущего. Именно поэтому губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поручил студии создать серию фильмов «Самарская губерния: 175 лет истории». 

Людей, которые хотят увидеть эти фильмы, гораздо больше, чем может вместить любая аудитория. В Самаре мы уже реализуем проект «Роскинохроника». Он нацелен не только на проведение онлайн-трансляций кинолетописи, но и может стать точкой притяжения для заинтересованной молодежи со всего Поволжья. 

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности

В ногу со временем

Сегодня стриминговые платформы заинтересованы в сотрудничестве со студией – они понимают, что кинохроника сильный имиджевый инструмент. Появление кинодокументов в сети дает возможность цифровым платформам заходить в интеллектуальную повестку и расширять свой контент.

Начиная с 2016 года киностудия стала применять камеры по беспленочной цифровой технологии, но по-прежнему иногда используются киносъемочные объективы, рассчитанные на работу с кинопленкой. Применение цифровых технологий открыло широкие возможности для монтажа и детализации изображения.

Киностудия ищет современные форматы.

— Мы применяли воду в качестве экрана для проекции фильмов – это было захватывающее зрелище. Планируем к 80 летию Победы на старой набережной в память о 620 юнгах, погибших во Второй мировой войне, сформировать экран из потока воды. Если это получится, то в фонтане у скульптурной композиции «Парус» будем транслировать кадры с Соловецкими юнгами. На водной поверхности из символичных  620 водяных струй такая кинохроника будет выглядеть особенно эффектно.

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности
Фото с колокольни — 1904 год

Проекты студии

Задача студии к 80 летию Победы выпустить постановочный фильм о работе посольств в Куйбышеве. С декабря 1941 года наш город был центром государственно-политической и дипломатической жизни. Его значимость и упоминаемость за рубежом даже превосходила Москву и Ленинград. Именно зарубежные послы называли его «военная столица СССР», «запасная столица красных», «альтернативная столица России». Посольства –  это атмосфера, событийная хроника, шампур того времени, на который нанизывается сюжет. 

В проекте пересекаются несколько сюжетных линий и судеб героев. Основной сюжет посвящен молодому картографу Виктору. Он в 1941 году вместе с отцом приезжает в Куйбышев. Отец устраивается на авиационный завод. Виктор рвется на фронт в военно-топографическую службу. Но вынужден на студии кинохроники изучать аэрофотосъемку для карт, благодаря которым обеспечивается более точная и оперативная работа командования на фронте.

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности
  Первая киногруппа студии – 1927 год

Виктор сначала работает на земле, но потом его командируют осваивать аэрофотосъемку в боевых условиях, где он встречается с летчицей Галиной, впоследствии она становится его женой. Они дойдут до Берлина, а вместе с ними и кинооператор студии. 

— Проект удивит поклонников военного кино. Он состоит из одной серии в 90 минут,  но в них умещается невероятный драматизм и самоотверженность героев тех непростых лет. Самарская студия кинохроники покажет историю о Победе с точки зрения простого человека. В основу сценария положены реальные рассказы фронтовиков и их потомков. Поэтому, если вам покажется что-то невероятным, – знайте, что всё было именно так, – рассказывает Александр Безуглов

В фильме присутствуют боевые сцены. Немалое внимание уделено характеру, смелости и героизму простых людей. Зрители также увидят исторические личности: Калинина, Ворошилова, Кагановича, Шостаковича.  Также в фильме будут показаны Олег Ефремов, Элик Рязанов, Вячеслав Невинный, Галина Аллилуева, Владимир Войнович, Людмила Петрушевская, Елена Санаева, Ирина Скобцева. 

Но на этом проекты студии не заканчиваются. Сейчас идет работа над фильмом, посвященным творчеству и педагогическому наследию Елены Гнесиной – великой русской пианистки, одной из создательниц уникальной системы отечественного музыкального образования в стране.

Запускается серия фильмов «Самарская губерния: 175 лет истории». Цикл рассказывает об известных уроженцах губернии. Это и историк, заведующий кафедрой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова  Геннадий Матвеев, и народные артисты России Геннадий Юхтин и Игорь Ясулович и заслуженный работник культуры Анетта Басс и еще много выдающихся и замечательных людей нашей области. Съемки документального цикла пройдут на территории всех городов и районов области и продлятся с января 2024 года по декабрь 2025 года.  

«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности
«Стриминговые платформы заинтересованы в исторических кадрах»: спустя век самарская студия кинохроники не теряет своей актуальности

Читайте также:

История

Николай Фомин: «Мы выполняли приказы ради будущей Победы»

Ветеран поделился воспоминаниями о годах Великой Отечественной войны

История

Броня крепка. Военная техника на параде 7 ноября 1941 года в Куйбышеве

Машина, на которой советские танкисты сражались в Испании, легендарная «сорокопятка» и плавающий танк

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации